КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

ЗАКОН

 

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

Курской областной Думой

17 июля 2001 г.

 

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Курской области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Курской области, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно - спасательных работ;

первоочередные аварийно - спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

особый противопожарный режим - совокупность мер организационного и технического характера, направленных на усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и иных условий на определенной территории.

 

Статья 2. Федеральное законодательство и законодательство Курской области о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя Федеральный Закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также Устав (Основной Закон) Курской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Курской области, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

 

Статья 3. Полномочия органов государственной власти области по обеспечению пожарной безопасности

1. Курская областная Дума:

а) осуществляет нормативно - правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах ее компетенции;

б) утверждает целевые областные программы по пожарной безопасности и расходы на содержание пожарной охраны;

в) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

2. Администрация Курской области:

а) принимает решения организационного и технического характера по пожарной безопасности;

б) создает, реорганизует и ликвидирует подразделения пожарной охраны, содержащейся за счет средств областного бюджета, и устанавливает численность ее личного состава (согласно нормам, предусмотренным законодательством);

в) разрабатывает, организует выполнение и финансирование целевых областных программ в области пожарной безопасности;

г) утверждает порядок организации тушения пожаров на территории области;

д) вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории двух и более административно - территориальных единиц (районов);

е) разрабатывает, утверждает и исполняет областной бюджет в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

ж) координирует деятельность Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области, инженерно - технических, надзорных и иных органов и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности области;

з) создает комиссию по пожарной безопасности Курской области;

и) совместно с Управлением Государственной противопожарной службы УВД Курской области разрабатывает и осуществляет дополнительные меры по укреплению материально - технической базы пожарной охраны и социальной защите личного состава;

к) содействует созданию и развитию общественных объединений пожарной охраны, добровольной пожарной охраны и организаций, оказывающих услуги в области пожарной безопасности;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 4. Полномочия органов государственной власти административно - территориальных единиц (районов) по обеспечению пожарной безопасности

1. Органы исполнительной государственной власти районов:

а) принимают правовые акты в области пожарной безопасности, в пределах своей компетенции;

б) разрабатывают планы и программы по пожарной безопасности;

в) осуществляют организацию мероприятий по выполнению и осуществлению мер пожарной безопасности;

г) организуют за счет средств соответствующего бюджета и на долевых началах строительство и ремонт объектов пожарной охраны;

д) принимают решение о создании, увеличении или сокращении численности личного состава подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов;

е) утверждают порядок привлечения сил и средств организаций и населения для тушения пожаров и ликвидации их последствий;

ж) вводят и отменяют особый противопожарный режим на соответствующей территории;

з) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Курской области и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Курской области.

 

 

 

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления области по обеспечению пожарной безопасности

Органы местного самоуправления:

а) разрабатывают и осуществляют меры пожарной безопасности на территории муниципального образования;

б) содействуют в соответствии с действующим законодательством разовому добровольному внесению жителями муниципального образования средств на решение вопросов обеспечения пожарной безопасности;

в) в соответствии с федеральным законодательством могут устанавливать специальные целевые сборы на выполнение возложенных на пожарную охрану задач, ставка которого в год не может превышать размера 3% от 12 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 3% от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда;

г) определяют перечень противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения и средств звуковой сигнализации для оповещения населения муниципального образования о пожаре;

д) устанавливают порядок оповещения и сбора населения при пожарах, вызова пожарной охраны и использования пожарной, водовозной, землеройной и иной техники для тушения пожаров на территории муниципального образования;

е) организуют пожарно - техническую подготовку и информирование населения о пожарах, состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах, в том числе на общих собраниях (сходах) и конференциях граждан по месту их жительства;

ж) устанавливают порядок дежурства и патрулирования граждан, запрещают разведение костров, проведение пожароопасных работ, а также иные ограничения, направленные на обеспечение пожарной безопасности в неблагоприятные периоды;

з) вводят и отменяют особый противопожарный режим на территории муниципального образования;

и) поощряют руководителей организаций, граждан и личный состав пожарной охраны за достижения в деятельности по предупреждению и тушению пожаров;

к) создают и содержат в соответствии с действующим законодательством финансируемую за счет средств местных бюджетов пожарную охрану, в том числе на основе договоров с Управлением Государственной противопожарной службы УВД Курской области;

л) приостанавливают, в том числе по представлениям Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области, строительство, которое ведется с нарушением требований пожарной безопасности;

м) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 6. Виды и основные задачи пожарной охраны

1. Пожарная охрана области состоит из:

Государственной противопожарной службы;

ведомственной пожарной охраны;

добровольной пожарной охраны;

объединений пожарной охраны.

2. Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

организация предупреждения пожаров;

тушение пожаров.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально - политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

 

Статья 7. Государственная противопожарная служба

1. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Курской области, входит самостоятельным оперативным подразделением в структуру Управления внутренних дел Курской области и руководит дислоцированными на соответствующих территориях подразделениями Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.

Управление Государственной противопожарной службы Курской области:

а) организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области в соответствии с действующим законодательством;

б) обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

в) принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;

г) координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Подразделениями Государственной противопожарной службы Курской области являются:

территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;

объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях;

специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.

Предприятия Государственной противопожарной службы - предприятия, созданные в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и законодательством Курской области в целях выполнения возложенных на Государственную противопожарную службу задач.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы определяются Положением о Государственной противопожарной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации.

2. Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Курской области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:

а) разрабатывать и вносить в органы государственной власти области и местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе и в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

в) получать от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;

г) использовать при тушении пожаров на безвозмездной основе в установленном порядке средства связи, транспорт и оборудование;

д) получать от юридических, физических лиц и общественных организаций материальную и иную, не запрещенную законодательством помощь;

е) ограничивать или запрещать доступ граждан к местам пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающие к местам пожаров территории;

ж) осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 8. Добровольная пожарная охрана

1. Добровольная пожарная охрана (добровольные пожарные дружины, команды, пожарно - технические комиссии, дружины юных пожарных, группы внештатных пожарных инспекторов) в населенных пунктах и в организациях области создается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и действует на основании Положения о ней.

2. Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд, пожарно - технических комиссий, групп внештатных пожарных инспекторов) добровольной пожарной охраны, подготовки личного состава и организации деятельности устанавливается Государственной противопожарной службой.

3. Добровольным пожарным и внештатным инспекторам по пожарному надзору органами местного самоуправления и организациями могут представляться следующие льготы и социальные гарантии:

а) льготы по уплате местных налогов (сборов);

б) бесплатная специальная одежда и снаряжение согласно нормам;

в) компенсация (частичная или полная) затрат по оплате электроэнергии, коммунальных услуг, услуг телефонной связи;

г) дополнительный оплачиваемый отпуск до 6 дней в год;

д) другие льготы и социальные гарантии, в соответствии с действующим законодательством.

4. Добровольные пожарные и внештатные инспекторы по пожарному надзору могут быть награждены наградами, денежными премиями и ценными подарками.

 

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 9. Обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, их должностных лиц и работников.

2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

а) органы государственной власти области и органы местного самоуправления;

б) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц;

в) органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

г) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и жилищные товарищества.

3. При разработке генеральных планов городов и населенных пунктов области, схем размещения индивидуального жилья, проектов детальных планировок и проектов застройки, а также планов социально - экономического развития городов и населенных пунктов области и коллективных договоров в обязательном порядке должны учитываться требования пожарной безопасности, нормы и правила, а при отсутствии таковых - заключения Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области.

При выборе площадки (трассы) для строительства обязательным условием является положительное заключение Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области.

4. Соответствие перепрофилируемых помещений, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности является обязательным при сдаче их в аренду (субаренду) и размещении в них сторонних организаций и производств.

5. Использование воды из водопроводных сетей городов, иных населенных пунктов и открытых водоемов области для тушения пожаров, заправки пожарных автомобилей, проведения пожарно - тактических учений, проверки пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов осуществляется на безвозмездной основе.

 

Статья 10. Комиссия по пожарной безопасности Курской области

1. В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области, надзорных органов, иных организаций и учреждений на территории области по обеспечению пожарной безопасности создается комиссия по пожарной безопасности области, которую возглавляет заместитель Губернатора Курской области.

2. В состав комиссии входят руководители (или заместители руководителей) органов управления, занимающихся вопросами пожарной безопасности.

3. Положение о комиссии по пожарной безопасности Курской области и ее персональный состав утверждаются Губернатором Курской области.

4. Организационно - техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется Управлением внутренних дел Курской области.

 

Статья 11. Информация в сфере обеспечения пожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности

1. Информация в сфере обеспечения пожарной безопасности составляют сведения о пожарах, их последствиях, а также сведения о пожарной безопасности в соответствующих организациях и на территориях.

Информация о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, пожарной охраны и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории области является гласной и открытой, если иное не установлено законом.

2. Администрация Курской области, администрации исполнительной государственной власти районов, органы местного самоуправления, должностные лица пожарной охраны и организаций обязаны своевременно информировать население о состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах.

3. Государственные средства массовой информации Курской области, в соответствии с действующим законодательством, по представлению Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области незамедлительно и на безвозмездной основе доводят до населения оперативную информацию о пожарах и пожарной безопасности.

4. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в организациях, в том числе в дошкольных и образовательных учреждениях, в порядке и по специальным программам, согласованным с Управлением Государственной противопожарной службы УВД Курской области.

5. Руководители, главные специалисты организаций, а также иные должностные лица, в том числе ответственные за пожарную безопасность и предприниматели, использующие труд наемных работников и помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности, должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности.

 

Статья 12. Налоговые и иные льготы в сфере обеспечения пожарной безопасности

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Курской области в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава пожарной охраны.

2. Организациям, содержащим на договорной основе подразделения Управления Государственной противопожарной службы УВД Курской области, в функции которых входит тушение пожаров не только на охраняемых объектах, но и на территориях городов и населенных пунктов области, могут предоставляться льготы по уплате налогов на прибыль в части поступлений в областной бюджет.

 

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 13. Ответственность должностных лиц и граждан

За нарушение требований пожарной безопасности должностные лица и граждане несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 14. Ответственность организаций

Организации за нарушение требований пожарной безопасности и иные правонарушения в области пожарной безопасности подвергаются административному взысканию в виде штрафа в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Администрации Курской области и органов местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу.

 

Губернатор

Курской области

А. МИХАЙЛОВ

 

г. Курск

6 августа 2001 г.

№ 61 - ЗКО