ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

 

СОГЛАСОВАНО:

ЦК профсоюза

работников связи

Российской Федерации

письмо от 20.11.97 г. № 4-681

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Начальник Управления

почтовой связи

Государственного комитета Российской Федерации

по связи и информатизации

Заместитель начальника

НТУ ОТ Госкомсвязи

России И.П. Зернов

письмо от 30.10.97 г.

№ НТУ ОТ-4-162

 

В.В. Коршунов

25.12.97 г.

 

 

Типовая инструкция

по охране труда для водителей электротележек и электротягачей

 

ТОИ Р-45-056-97

 

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. Настоящая инструкция устанавливает безопасные методы и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда водителей электротележек, электротягачей.

1.2. При эксплуатации электротележек, электротягачей на водителей могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

1.2.1. движущиеся транспортные средства, их рабочие органы, а также перемещаемые прицепные устройства, грузы;

1.2.2. неблагоприятные метеорологические условия;

1.2.3. опасные уровни напряжения в электрической цепи;

1.2.4. недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.3. К управлению электротележкой, электротягачом допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний по результатам освидетельствований при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, прошедшие обучение и проверку знаний по устройству и эксплуатации электротележек, электротягачей, по Правилам дорожного движения, а также по охране труда, аттестованные в квалификационной комиссии и имеющие удостоверение на право управления указанными транспортными средствами.

1.4. Водитель электротележки, электротягача обязан:

1.4.1. соблюдать требования настоящей инструкции по охране труда;

1.4.2. правильно применять средства индивидуальной защиты:

- костюм хлопчатобумажный;

- рукавицы комбинированные;

- жилет сигнальный;

- плащ непромокаемый (дежурный);

постоянно занятым на наружных работах зимой дополнительно (по поясам):

- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;

1.4.3. владеть навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях;

1.4.4. немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;

1.4.5. знать схемы маршрутов, их особенности и состояние подъездных путей;

1.4.6. знать и выполнять требования инструкции по сигнализации на железных дорогах;

1.4.7. соблюдать правила пожарной безопасности.

1.5. За нарушение требований настоящей инструкции работники привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Надеть и привести в порядок спецодежду: она должна быть подогнана, не стеснять движений водителя.

2.2. Проверить техническое состояние электротележки, электротягача, тормозов, рулевого управления, замка включения, сцепных устройств, звукового сигнала, наличие и состояние сигнальных устройств. При отсутствии неисправностей водитель должен расписаться в журнале о приеме транспортного средства в эксплуатацию.

2.3. В случае обнаружения неисправностей (тормозов, рулевого управления, замка включения, звукового сигнала и др.) водитель, не приступая к работе, должен доложить об этом лицу, ответственному за исправное состояние транспортных средств.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. К электротележке разрешается прицеплять не более 3 тележек или контейнеров, к электротягачу - не более 5, при этом последняя тележка (контейнер) должна быть в зоне видимости водителя на протяжении всего пути.

3.2. При управлении электротележкой, электротягачом водитель должен соблюдать Правила дорожного движения.

3.3. Перед началом движения следует дать сигнал о начале движения и перевести рычаг скорости из нейтрального положения на первую скорость.

3.4. Трогать с места электротележку, электротягач следует плавно. Прежде чем перейти на задний ход, необходимо электротележку, электротягач затормозить до полной их остановки.

3.5. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч.

3.6. Проезд через железнодорожные пути разрешается только в установленных местах, оборудованных настилами. При переезде через железнодорожные пути следует остановиться, не доезжая 5 м до полотна железной дороги, убедиться в том, что опасности нет и путь свободен, и только после этого можно продолжать движение.

3.7. В местах пересечения пешеходных дорожек, а также у входов и выходов из помещений скорость электротележки, электротягача следует снизить до значения, обеспечивающего безопасность передвижения.

3.8. По пассажирским платформам электротележки, электротягачи должны двигаться на расстоянии не ближе 1 м от края платформы. Не следует въезжать на платформу с углом подъема более 15°.

3.9. Движение электротележек, электротягачей по платформе разрешается только в один ряд в каждом направлении.

3.10. При подходе поезда (локомотива) к платформе или его отправлении, электротележка, электротягач должны быть остановлены.

3.11. Во время массовой посадки и высадки пассажиров движение электротележек, электротягачей по платформе запрещается.

3.12. При встрече с пешеходами, при объезде движущегося транспорта, ручных тележек и т.п. необходимо подавать звуковой сигнал.

3.13. Движение электротележек, электротягачей запрещается в местах, где вследствие загромождения проездов создается угроза безопасности движения.

3.14. При погрузке и разгрузке почты электротележки, электротягачи должны устанавливаться не ближе 0,5 м от края платформы. Колеса транспортных средств должны быть заторможены. Стоянка на уклоне более 8° запрещается.

3.15. После обмена почты оставлять на пассажирской платформе порожние тележки и контейнеры не допускается.

3.16. Запрещается:

3.16.1. допускать к работе посторонних лиц;

3.16.2. работать на неисправной электротележке, электротягаче;

3.16.3. самостоятельно производить ремонт, не предусмотренный должностными обязанностями;

3.16.4. допускать посторонних лиц к техническому обслуживанию и ремонту электротележек, электротягачей;

3.16.5. транспортировать одновременно более 3 тележек (контейнеров) сцепом с электротележкой и более 5 тележек (контейнеров) с электротягачом;

3.16.6. транспортировать тележки при отсутствии сигнальных устройств.

3.17. Во время перерыва ключ от замка включения водитель должен хранить при себе. Передавать ключ другим лицам, а также оставлять электротележку, электротягач без надзора запрещается.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. При возникновении аварий или ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, необходимо:

4.1.1. немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя;

4.1.2. оперативно принять меры по устранению причины, которая может привести к аварии или несчастному случаю;

4.1.3. оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, поставить в известность непосредственного руководителя, обратиться и меäèöèíñêîå учреждение;

4.1.4. в том случае, если электротележка, электротягач при переезде через железнодорожные пути вследствие неисправности или других причин остановилась, немедленно предупредить об этом диспетчера станции (дежурного) и выслать на встречу приближающегося состава работника, сопровождающего почту, для подачи сигнала к его остановке.

4.2. При поломке электротележки (электротягача) во время работы водитель обязан прекратить работу.

4.3. При возникновении пожара - действовать согласно Инструкции по пожарной безопасности.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. Поставить электротележку, электротягач в отведенное для стоянки место, вынуть ключ из замка.

5.2. Расписаться в журнале о сдаче транспортного средства.

5.3. Снять спецодежду, убрать ее в шкаф или повесить для просушки в сушилке.

5.4. О всех недостатках по охране труда, обнаруженных во время работы, необходимо сообщить своему непосредственному руководителю.