Согласована

Госгортехнадзором России

письмом от 04.03.96

№ 12-7/181

Утверждена

ООО «фирма «РАДУК» 01.03.02 г.

Внесено изменение № 1 [РДИ 7-87(75)-02],

согласованное Госгортехнадзором России

письмом от 18.03.02 № 12-50/204

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

для крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа,

оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления (РД 7-75-96),

с изменением № 1 [РДИ 7-87(75)-02]

 

 

Настоящая Типовая инструкция разработана в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.01 № 841, Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и другими нормативными документами, касающимися кранов мостового типа. В настоящей Типовой инструкции изложены обязанности крановщиков-операторов, обслуживающих краны мостового типа, оснащенные радиоэлектронными средствами дистанционного управления (аппаратурой дистанционного управления с передачей командных сигналов по радио- или однопроводному каналу связи)*, и определен порядок безопасного ведения работ по перемещению грузов кранами.

______________

* Далее — аппаратура дистанционного управления кранами.

 

Если настоящая Типовая инструкция полностью отвечает требованиям по обеспечению безопасности производства работ на предприятии, администрация предприятия должна ввести ее для исполнения. Если настоящая Типовая инструкция не полностью отражает особенности безопасного обслуживания кранов в цехе или на участке производства работ предприятия, владелец кранов обязан составить и утвердить дополнения к настоящей Типовой инструкции или составить производственную инструкцию.

Настоящая Типовая инструкция (как с дополнениями, так и без них) или производственная инструкция утверждается руководителем предприятия и выдается под роспись в вахтенном журнале крановщику-оператору.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Для управления и обслуживания грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, приказом руководителя предприятия назначаются обученные крановщики-операторы не моложе 18 лет, имеющие образование не ниже 8 классов и прошедшие медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этой профессии.

1.2. Подготовка и аттестация крановщиков-операторов должны производиться на курсах целевого назначения, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение территориальных органов Госгортехнадзора России *.

_______________

* Далее — органы госгортехнадзора.

 

1.3. По согласованию с органами госгортехнадзора допускается проводить (курсовым методом) обучение и аттестацию крановщиков-операторов непосредственно на предприятии, эксплуатирующем краны с дистанционным управлением, при этом преподаватели должны иметь право обучения крановщиков-операторов, полученное от предприятия, имеющего рекомендацию (разрешение) органов госгортехнадзора.

1.4. Подготовка крановщиков-операторов должна осуществляться по Типовой программе для подготовки крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, согласованной с Госгортехнадзором России.

1.5. Аттестованным крановщикам-операторам выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя органа госгортехнадзора. Удостоверение крановщика-оператора должно быть с фотографией. Крановщик-оператор во время работы должен иметь удостоверение при себе.

1.6. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик-оператор должен пройти стажировку на рабочем месте (участок, где работает кран с дистанционным управлением). Продолжительность стажировки устанавливается инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

1.7. Повторная проверка знаний крановщиков-операторов должна производиться квалификационной комиссией:

а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

б) при переходе работника на другое место работы;

в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме Типовой инструкции крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления.

1.8. Обученный крановщик-оператор, имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания кранов с дистанционным управлением, должен знать:

1) руководство по эксплуатации крана с дистанционным управлением;

2) производственную инструкцию крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления;

3) устройство и принцип работы кранов мостового типа, регистрируемых в органах госгортехнадзора;

4) назначение и устройство грузозахватных органов (крюк, магнит, грейфер), грузозахватных приспособлений (стропы, траверсы, захваты и т.д.), нормы браковки грузозахватных приспособлений;

5) способы и схемы строповки грузов для подъема и перемещения их грузоподъемными кранами, а также правильность укладки и расстроповки груза на месте установки (монтажа);

6) порядок подбора грузозахватного приспособления (тары) для подъема заданного груза и навешивание (снятие) его на крюк грузоподъемного крана, а также порядок замены одного грузозахватного приспособления (тары) другим;

7) порядок и схемы складирования грузов при производстве работ грузоподъемными кранами;

8) меры безопасности при производстве работ кранами по погрузке (разгрузке) и транспортировке штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов;

9) знаковую сигнализацию при перемещении грузов кранами;

10) основные неисправности, возникающие при эксплуатации кранового оборудования;

11) техническое обслуживание кранов;

12) основные сведения по электрооборудованию кранов;

13) устройство и принцип действия аппаратуры дистанционного управления грузоподъемными кранами по радиоканалу или однопроводной линии связи;

14) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов с дистанционным управлением;

15) безопасные приемы труда, основные средства и меры предупреждения и тушения пожаров, а также меры предупреждения других опасных ситуаций на рабочем месте, инструкции по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

16) способы предупреждения воздействий опасных и вредных производственных факторов;

17) средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения.

1.9. Крановщик-оператор грузоподъемного крана мостового типа должен уметь:

1) управлять посредством малогабаритных переносных или стационарно установленных пультов грузоподъемными кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями;

2) определять по габаритным размерам и характеру материала приблизительную массу подлежащих подъему и перемещению грузов, а также надежность их строповки, захвата и других способов удержания;

3) определять пригодность и надежность стальных канатов и канатов различных грузозахватных устройств и приспособлений, применяемых для строповки и других способов удержания грузов при их подъеме и перемещении кранами;

4) производить ежесменное техническое обслуживание кранов (осмотр, проверка крепления), включая проверку действия тормозов, концевых выключателей и других устройств и приборов безопасности;

5) производить строповку грузов для их подъема, перемещения, укладки или установки в проектное положение;

6) выбирать и подготавливать места укладки или установки грузов согласно проектам производства работ или технологическим картам;

7) выбирать необходимые стропы в соответствии с массой груза и размером перемещаемого грузоподъемной машиной груза;

8) вести вахтенный журнал;

9) соблюдать инструкции по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности;

10) оказывать первую помощь пострадавшим на производстве;

11) содержать грузозахватные приспособления в положенном месте и надлежащем состоянии.

1.10. Крановщики-операторы в части содержания кранов в исправном состоянии должны выполнять указания инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, по части производства работ — лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

 

2. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

 

2.1. Крановщик-оператор до начала работы должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов и приборов безопасности крана.

При этом он должен получить переносной пульт с ключом-маркой в установленном на предприятии порядке от крановщика-оператора, сдающего смену, или от лица, ответственного за его выдачу.

Если в момент приемки смены кран находился в ремонте, то пульт принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт.

2.2. В начале смены крановщик-оператор обязан производить приемку смены.

2.3. Принимающий смену обязан уведомить работающего крановщика-оператора о своем прибытии. Сдающий смену должен по команде сменщика переместить кран к посадочной площадке, опустить блочную подвеску для осмотра и подать сигнал принимающему смену о возможности приступить к осмотру.

После получения сигнала от сдающего смену крановщик-оператор, принимающий ее, обязан произвести следующие операции:

1) в кабине крана убедиться, что главный рубильник и аварийный выключатель отключены и на рукоятке главного рубильника вывешен плакат «Не включать! Работают люди» и вести дальнейший осмотр при обесточенном кране совместно со сдающим смену крановщиком-оператором;

2) проверить исправность рабочего и ремонтного освещения; состояние канатов и надежность крепления их концов на барабанах и балансирах, правильность укладки канатов на барабанах и в ручьях блоков, состояние верхних блоков и крепление осей; исправность тормозов и состояние электромагнитов; надежность крепления ограждений механизмов, электрооборудования, галерей, площадки лестниц, состояние, степень износа и надежность крепления соединительных муфт на валах всех механизмов, ходовых колес тележек, моста, букс ходовых колес, подшипников, валов, барабанов, блоков и доступных для осмотра зубчатых колес; состояние смазочных приспособлений, наличие смазки в механизмах и на канатах (в случае необходимости произвести их смазку), исправность и надежность крепления концевых выключателей, ограничителей всех механизмов, вспомогательных троллеев и токосъемников; наличие и исправность противоугонных устройств на кранах, работающих на открытых эстакадах, средств пожаротушения, отсутствие на кране незакрепленных предметов, которые могут упасть при его движении;

3) установить переключатель вида работ в положение «Дистанционное»;

4) в кабине крана проверить исходное состояние оборудования: нулевое положение контроллеров, включенное положение аварийного выключателя, плотно закрытый люк выхода на рабочую площадку, проверив визуально исправность конечного выключателя люка;

5) включить рубильник на защитной панели;

6) спуститься в цех, плотно закрыв дверь кабины, проверив визуально исправность конечного выключателя двери;

7) осмотреть и убедиться в отсутствии внешних повреждений пульта управления, передающей антенны и аккумуляторной батареи при радиоуправлении, а также соединительного кабеля, постов подключения, блока питания и усиления при управлении по однопроводному каналу связи;

8) проверить состояние органов управления на (выключенном) пульте: четкую фиксацию командоаппаратов в каждом положении, возврат их в нулевое положение, отсутствие залипания кнопок и тумблеров;

9) проверить состояние и убедиться в исправности крюковой подвески (грейфера, захватов, траверс), канатов и грузозахватных приспособлений;

10) убедиться в хорошей видимости на кране (на расстоянии не менее 50 м) знаков ориентации направления передвижения крановой тележки.

2.4. После осмотра принимающий смену дает команду поднять грузозахватный орган в верхнее положение (кроме грейфера и грузового магнита), знакомится с записями в вахтенном журнале и получает от сдающего смену сведения о техническом состоянии крана и неполадках в его работе. Если в предыдущую смену вахтенный журнал был сдан на проверку инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии, то принимающий смену обязан взять у него журнал.

Если механизмы и электрооборудование не имеют неисправностей, на кране и подкрановых путях нет людей, крановщик-оператор, сдающий смену, после продолжительного звукового сигнала включает кран и по команде принимающего смену опробует механизмы вхолостую, проверяет величины тормозных путей и исправность действия концевых выключателей и ограничителей, всех блокировочных устройств, системы аварийного выключения.

Опробование механизмов следует производить, когда кран стоит у посадочной площадки, начиная с проверки механизмов подъема и передвижения тележки, аварийного выключения аппаратуры дистанционного управления кранами и в последнюю очередь механизма передвижения крана.

Проверку аварийного выключения аппаратуры дистанционного управления кранами следует производить двумя способами: нажатием на пульте кнопки «Стоп», проверив при этом остановку всех механизмов и включение контрольной лампы на кране, и выключением ключа-марки, проверив при этом остановку всех механизмов.

2.5. После окончания совместного осмотра и опробования крана при отсутствии разногласий между обоими крановщиками-операторами принимающий смену делает в вахтенном журнале запись о результатах приемки крана и переносного пульта, и оба крановщика-оператора расписываются в журнале. Принимающий смену крановщик-оператор получает от сдающего смену переносный пульт и ключ-марку к нему. С этого момента кран и переносный пульт считаются принятыми.

2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, которые препятствуют безопасной работе крана и не могут быть устранены своими силами, крановщик-оператор, не приступая к работе, обязан сделать запись в вахтенном журнале об этом и доложить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии, в ночную смену начальнику смены или лицу, его заменяющему.

2.7. Крановщик-оператор имеет право приступить к работе только после устранения обнаруженных неисправностей (запись об их устранении делается в вахтенном журнале лицом, устранившим неисправность) и получения письменного разрешения в журнале на работу краном от инженерно-технического работника, ответственного за содержание крана в исправном состоянии, начальника смены или лица, его заменяющего.

2.8. Крановщик-оператор имеет право производить пробные включения механизмов крана для определения неисправности, опробования механизмов в процессе регулировки по команде лица, выполняющего указанную работу, при условии прямой видимости этого лица в течение всего периода включения механизма. Если между крановщиком-оператором и лицом, производящим осмотр, отсутствует прямая видимость, крановщик-оператор включает механизмы при наличии сигнальщика, которого он видит в течение всего периода включения механизмов.

2.9. Крановщику-оператору запрещается включать кран и приступать к работе, если при осмотре им, а также при опробовании будут обнаружены следующие неисправности:

1) трещины, деформации в металлоконструкциях моста или рамы тележки и их сварных соединениях;

2) в элементах грузоподъемного органа (крюка, захватов, грейфера, траверсы и др.);

3) трещины во вращающихся деталях (тормозных шкивах, зубчатых колесах, муфтах, ходовых колесах, барабанах, валах, осях, блоках);

4) на валиках рычажной системы тормозов нет шплинтов, в лентах ленточного тормоза имеются трещины, выработка пальцев больше допускаемой величины;

5) канаты имеют оборванные пряди, прожоги, петли или другие местные повреждения или износ, превышающий установленную норму;

6) крюк не вращается в траверсе, гайка крюка не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;

7) отсутствуют или ослаблены зажимы крепления канатов;

8) отсутствуют у соединительных муфт болты (шпильки) или разбиты упругие кольца из кожи или резины;

9) ненадежно укреплены механизмы редуктора, электродвигатели, тормозные шкивы, подшипники или другое оборудование крана;

10) расположенные на мосту крана троллеи соприкасаются между собой или с металлоконструкцией крана; токосъемники соприкасаются со смежными троллеями, изоляция электропроводки повреждена, заземляющая проводка имеет обрывы;

11) отсутствуют ограждения механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;

12) тормоза не затормаживают механизмы на крановых путях;

13) блоки полиспаста не вращаются вокруг осей;

14) неисправны концевые выключатели;

15) неисправно звуковое сигнальное устройство.

2.10. Крановщик-оператор, принимающий смену, когда в предыдущей смене кран не работал, обязан произвести приемку в соответствии с инструкцией. Он отмечает в вахтенном журнале, что кран принят без передачи ему смены сдающим крановщиком-оператором, и расписывается в журнале.

2.11. Если при пересменке осмотреть кран нельзя (идет разливка плавки, ликвидируется авария), то его следует осмотреть после окончания разливки плавки, а в аварийных ситуациях при первой возможности, которая обеспечивается начальником смены в первой половине смены.

2.12. Крановщик-оператор, принявший смену, делает в вахтенном журнале запись о том, что кран принят без осмотра и опробования, и оба крановщика-оператора расписываются в журнале.

Кран считается принятым, если оба крановщика-оператора расписались в вахтенном журнале и принявший смену получил от сдающего смену переносный пульт с ключом-маркой. Если кто-либо из лиц цехового персонала препятствует приемке смены, крановщик-оператор, принимающий смену, обязан сообщить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии, в ночную смену — начальнику смены или лицу, его заменяющему.

В течение смены крановщик-оператор должен проверять состояние и работу механизмов крана, сообщая обо всех замечаниях и недостатках в работе своему сменщику.

Администрация предприятия, цеха обязана:

1) выделять время (не менее 20—30 мин), необходимое для осмотра крана при приемке смены, в зависимости от сложности крана;

2) установить порядок приема и выдачи переносного пульта и ключа-марки к нему согласно положению о марочной системе на предприятии.

2.13. Крановщику-оператору, сдающему смену, не разрешается передавать переносный пульт и ключ-марку от него, если приемка крана сменщиком не проводилась или проводилась с нарушением инструкции.

2.14. Крановщик-оператор перед началом работы должен проверить наличие у стропальщиков удостоверения на право производства работ, если они впервые приступают к работе с ним. Если для производства строповки грузов выделены рабочие, не имеющие прав стропальщиков, крановщик-оператор не должен приступать к работе.

2.15. При сильном снегопаде, дожде, грозе, тумане и других неблагоприятных метеоусловиях (в том случае, если кран работает на открытой эстакаде) крановщик-оператор, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

2.16. Крановщик-оператор, совмещающий управление краном со строповкой грузов, должен перед началом работ выполнить требования Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами.

 

3. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА

 

3.1. Крановщик-оператор при работе с краном в режиме дистанционного управления должен выполнять требования Типовой инструкции для крановщиков по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (раздел 3), а также при совмещении управления краном со строповкой грузов выполнять требования Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами.

3.2. Для подготовки крана и аппаратуры дистанционного управления кранами к работе с механизмами в режиме дистанционного управления крановщик-оператор должен:

1) включить на пульте ключ-марку и проконтролировать включение индикатора на пульте и включение контрольной лампы на кране; если индикатор не включился, следует заменить аккумуляторную батарею; если не включилась контрольная лампа на кране, следует прекратить работу до выявления и устранения неисправности;

2) нажать кнопку звукового сигнала и проконтролировать включение сирены или звонка громкого боя, а также выключение контрольной лампы.

3.3. Крановщик-оператор при работе с краном в режиме дистанционного управления должен:

1) выбирать место своего расположения с учетом направления передвижения груза, обеспечив личную безопасность;

2) использовать ремни для крепления пульта таким образом, чтобы при необходимости строповки груза двумя руками исключалась возможность падения пульта;

3) использовать знаки ориентации на пульте и кране для обеспечения правильного направления передвижения крановой тележки;

4) в случае залипания кнопок или командоаппаратов на пульте немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки, если при этом аппаратура дистанционного управления кранами не отключается, выключить ключ-марку;

5) немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки на пульте, если кран не управляется с помощью командоаппаратов или кнопок, не срабатывает любой конечный выключатель, возникает обстановка, которая может привести к аварии крана или случаю травмирования;

6) знать местонахождение в цехе рубильника, отключающего электрическое питание от главных троллеев, и следить за обеспечением свободного доступа к нему;

7) при перерыве в работе убирать переносный пульт в установленное место, оставив у себя ключ-марку;

8) при транспортировке груза через перегородки, разделяющие помещения, или через оборудования в цехе, закрывающие видимость груза, следует остановить все механизмы на границе видимости, незамедлительно перейти в зону назначения транспортировки груза и места его посадки, выбрав место, откуда виден груз, и только после этого вновь включить механизмы для завершения транспортировки;

9) отключить пульт ключом-маркой при внезапном обесточивании крана; если в этом случае груз остался в поднятом состоянии, вызвать через стропальщиков или других рабочих инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и принять меры к недопущению прохода людей под поднятым грузом;

10) бережно относиться к пульту и аккумуляторным батареям, следить за их чистотой.

3.4. Крановщику-оператору при работе с краном в режиме дистанционного управления запрещается:

1) передавать переносный пульт посторонним лицам;

2) во время кратковременного перерыва в работе оставлять пульт включенным ключом-маркой и без присмотра;

3) управлять механизмами крана при плохой видимости перемещаемого груза;

4) управлять механизмами крана при плохой видимости знаков ориентации и неисправной лампе контроля на кране;

5) работать при загроможденных проходах в зоне управления;

6) при погрузке-разгрузке автомашины или вагона находиться в кузове или вагоне;

7) при управлении механизмами крана браться руками за передающую антенну;

8) работать при разряженной аккумуляторной батарее, о чем сигнализирует индикатор на пульте;

9) ремонтировать пульт или другую аппаратуру дистанционного управления кранами.

 

4. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ КРАНА

 

4.1. По окончании смены или работы крана крановщик-оператор должен:

1) освободить от груза крюк или другое грузозахватное устройство, запрещается оставлять груз в подвешенном состоянии;

2) поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;

3) поднять крюк в верхнее положение (электромагнит или грейфер опустить на пол в отведенном для этого участке);

4) выключить переносный пульт управления;

5) произвести в вахтенном журнале запись об окончании работы и о неисправностях в работе крана или аппаратуры дистанционного управления кранами;

6) сдать переносный пульт и ключ-марку к нему в установленном на предприятии порядке.

4.2. При работе крана в несколько смен крановщик-оператор имеет право уйти с рабочего места по окончании работы только после передачи его сменщику. В случае невыхода сменщика на работу крановщик-оператор, закончивший смену, может уйти с рабочего места только с разрешения своего начальника. Крановщик-оператор, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана за истекшую смену.

4.3. Если в пролете установлен только один кран, то при работе в одну или две смены крановщик-оператор после окончания работы крана обязан отключить рубильник главных троллеев и запереть на замок ручку рубильника или шкаф с рубильником, сдав ключ в установленном на предприятии порядке.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Крановщик-оператор несет ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей Типовой инструкции, а также производственной инструкции для крановщиков по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов, производственной инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными кранами.