ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

 

ПРИКАЗ

от 11 октября 2004 г. № 126

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 января 2005 г. прилагаемые Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (РД-07-01-2004).

 

Вр.и.о. Руководителя

А.Б.МАЛЫШЕВ

 

 

Утверждены

Приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 11 октября 2004 г. № 126

 

Введены в действие

с 1 января 2005 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

ЯДЕРНО И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

 

РД-07-01-2004

 

 

I. Общие положения

 

1. Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264 (далее - Правила ФЗ), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ, утвержденными Постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 г. № 3, и определяют порядок проведения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО).

2. Методические указания предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и межрегиональных территориальных округов указанной Службы, назначаемыми в состав комиссий для проведения инспекций ФЗ ЯОО (РОО) с целью оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) при проведении инспекций ФЗ этих объектов.

При проведении оценки состояния ФЗ РОО настоящие Методические указания не распространяются на объекты 4-й категории.

3. Целью оценки состояния ФЗ является проверка ее соответствия предъявляемым к ней требованиям и выявление элементов, не соответствующих требованиям к ФЗ, которые принимаются за критические элементы ФЗ.

4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения, а также сокращения и их расшифровка приведены в Приложениях № 1 и 2 соответственно.

 

II. Проведение оценки состояния физической защиты ядерно опасных объектов (радиационно опасных объектов)

 

5. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится при комплексных и целевых инспекциях, по результатам анализа состояния ФЗ, соответствия ее требованиям Правил ФЗ (руководящих документов) с использованием экспертного метода. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) может проводиться также в следующих случаях:

- на этапе рассмотрения и экспертизы материалов по обоснованию безопасности ЯОО (РОО);

- при изменении внешних и внутренних угроз объекту;

- при изменениях, вносимых в систему ФЗ, влияющих на ее состояние.

Члены комиссии одновременно являются и экспертами. Число членов комиссии должно быть не менее трех.

6. При проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) следует осуществить проверки организационных мероприятий, ИТС ФЗ, действий подразделений охраны объекта и по результатам проверок составить перечень критических элементов ФЗ ЯОО (РОО).

7. Применяемый в Методических указаниях экспертный метод предусматривает использование в качестве исходных данных факторов состояния, которые определяют организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.

8. Экспертный метод предусматривает следующие действия при проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО):

- составление перечня ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО);

- выявление критических элементов из перечня ФС по результатам анализа проекта ФЗ ЯОО (РОО);

- определение показателей веса ФС и показателей реального состояния ФС;

- обработка результатов экспертных оценок и оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО);

- определение соответствия состояния ФЗ ЯОО (РОО) требованиям нормативных документов.

9. ФС, из числа которых составляется перечень ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО и РОО, приведен в Приложениях № 3 и № 4 соответственно.

10. Анализ состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится в следующем порядке:

ФС разделяются на три группы по принадлежности к составным частям СФЗ ЯОО (РОО):

- ФС организационных мероприятий (ФС группы a);

- ФС инженерно-технических средств ФЗ (ФС группы b);

- ФС действий подразделений охраны (ФС группы с).

Для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО) эксперт выбирает (определяет) количество ФС (k, l, m) из Приложения № 3 для ЯОО и из Приложения № 4 для РОО по группам a, b, с соответственно.

11. Члены комиссии анализируют данные при рассмотрении состояния элементов ФЗ ЯОО (РОО) согласно п. 10. Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния ФЗ приведен в Приложении № 5.

12. При выборе ФС и их весовых значений экспертам необходимо учитывать задачи, выполняемые ФЗ ЯОО (РОО).

13. Каждому ФС каждый эксперт назначает вес ФС из диапазонов аij = 1...5; bij = 1...7; cij = 1...10 (i - номер ФС из групп a, b, c, j - номер эксперта). При назначении весов эксперты должны учитывать характер внешних и внутренних угроз, а также в какой охраняемой зоне ЯОО (защищенной, внутренней или особо важной) находится анализируемый элемент ФЗ ЯОО.

14. Каждому i-му ФС, выбранному в ФЗ ЯОО (РОО), эксперты дают оценку степени реального состояния ФС посредством показателя реального состояния ФС dij из ряда значений 0, 1, 2, 3. Более высокие значения весов ФС и показателей реального состояния ФС дают больший вклад соответствующих им элементов ФЗ ЯОО в несоответствие ФЗ требованиям к ФЗ ЯОО (РОО).

Эксперты определяют среднее значение показателя реального состояния каждого ФС di:

,

где:

dij - показатель реального состояния i-го ФС, назначенного j-м экспертом;

n - число экспертов.

Для ФС, не выявленному как критический элемент в ФЗ ЯОО (РОО), показатель реального состояния dij принимается равным нулю.

При di, не равном нулю, элемент ФЗ ЯОО (РОО), который оценивался с использованием соответствующего i-го ФС, признается критическим элементом ФЗ ЯОО (РОО).

15. Состояние ФЗ ЯОО (РОО) оценивается следующим образом:

Члены комиссии определяют значения средних весов ФС аi, bi, ci аналогично di (см. п. 14).

Для определения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяются показатели состояния составных частей ФЗ ЯОО (РОО):

а) показатель состояния организационных мероприятий:

;

б) показатель состояния инженерно-технических средств:

;

в) показатель состояния действий подразделений охраны:

,

где:

k - число ФС в организационных мероприятиях;

l - число ФС в инженерно-технических средствах ФЗ;

m - число ФС в действиях подразделений охраны;

dm - максимально возможное значение показателя реального состояния ФС (dm = 3);

аm, bm, сm - максимально возможные значения весов ФС в группе ФС (5, 7, 10 соответственно).

16. Комиссия определяет значения показателей состояния N1, N2, N3.

За показатель состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается среднее арифметическое значений N1, N2, N3:

.

За базовое значение показателя состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается значение, равное нулю.

17. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяется из условия:

- ФЗ ЯОО (РОО) в основном соответствует требованиям норм и правил - при N £ 0,05;

- ФЗ ЯОО (РОО) имеет отдельные отступления от требований норм и правил - при 0,05 < N < 0,07;

- ФЗ ЯОО (РОО) имеет значительные отступления от требований норм и правил, требующие использования компенсирующих мероприятий, - при 0,07 < N < 0,1;

- ФЗ ЯОО (РОО) не обеспечивается - при N ³ 0,1.

При инспектировании одной составной части СФЗ определяется показатель состояния инспектируемой части СФЗ ЯОО (РОО).

Если, например, инспектируются только ИТС СФЗ, то определяется показатель состояния инженерно-технических средств - N2:

.

18. Оценка состояния составных частей СФЗ ЯОО (РОО) проводится в соответствии с п. 17.

19. Пример проведения оценки состояния физической защиты ЯОО приведен в Приложении № 6.


Приложение № 1

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Анализ состояния - совокупность действий, направленных на определение фактического состояния ФЗ ЯОО (РОО).

Базовые значения показателя состояния - значения показателя состояния, принятые за основу при оценке состояния ФЗ ЯОО (РОО).

Вес фактора состояния - базовая количественная характеристика ФС. Числовые значения веса факторов состояния составляют для:

аy = 1...5; by = 1...7; сy = 1...10.

Критический элемент - элемент ФЗ ЯОО (РОО), не соответствующий требованиям, предъявляемым к ФЗ ЯОО (РОО), из-за наличия которого нарушитель будет иметь возможность совершения диверсии или хищения ЯМ.

Оценка состояния (ОС) - результат сопоставления показателя состояния с его базовыми значениями.

Показатель реального состояния ФС (dy) - количественная характеристика ФС, выбираемая из значений числового ряда: 0, 1, 2, 3.

Показатель состояния - количественная характеристика состояния ФЗ ЯОО (РОО).

Система ФЗ ЯОО и РОО (СФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников.

Факторы состояния (ФС) физической защиты ЯОО (РОО) - отдельные элементы ФЗ, определяющие организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.

Физическая защита (ФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.

Экспертный метод анализа состояния - метод проведения анализа и оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО), осуществляемый на основе решений, принимаемых экспертами.

 

 

Приложение № 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ

СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА

 

ВВ

- взрывчатые вещества

ВК

- ведомственная комиссия

ИТС (ИТС ФЗ)

- инженерно-технические средства (инженерно-технические средства физической защиты)

КПП

- контрольно-пропускной пункт

МВК

- межведомственная комиссия

ПХ

- пункты хранения

РАО

- радиоактивные отходы

РВ

- радиоактивные вещества

РД

- руководящие документы

РИ

- радиационный источник

РОО

- радиационно опасный объект

ОС

- оценка состояния

ПХ ЯМ

- пункты хранения ядерных материалов

СБ

- служба безопасности

СОЭН

- система оптико-электронного наблюдения

СКУД

- система контроля управления доступом

СФЗ

- система физической защиты

ФЗ

- физическая защита

ФС

- фактор состояния

УИВ

- устройство индикации вмешательства

ЯОО

- ядерно опасный объект

ЯМ

- ядерный материал

ЯУ

- ядерная установка

 

 

Приложение № 3

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

№ п/п

Факторы состояния

1

ФС организационных мероприятий (ФС группы "а")

1.1.1

Положение о службе безопасности

1.1.2

Положение о пропускном режиме и разрешительной системе допуска и доступа к ЯМ, ЯУ и ПХ

1.1.3

Акт Межведомственной комиссии по организации охраны и акты внутренних комиссий по частичному изменению охраны ЯОО (РОО), их соответствие требованиям НД

1.1.4

План охраны и обороны ЯОО

1.1.5

План взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ЯОО в штатных и чрезвычайных ситуациях

1.1.6

План взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ЯОО с органами ФСБ России и МВД России в штатных и чрезвычайных ситуациях

1.1.7

План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств ФЗ

1.2

Организационно-распорядительные документы о назначении должностных лиц службы безопасности, ответственных за физическую защиту ЯОО

1.3

Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии у заместителя руководителя ЯОО по ФЗ и у руководителя подразделения ЯОО по ФЗ

1.4

Порядок выдачи и хранения ключей от охраняемых помещений

1.5

Компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ

1.6

Обеспечение разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей в охраняемые здания, сооружения, помещения, к ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ, а также организация допуска транспорта на территорию ЯОО

1.7

Сроки и объем регламентных проверок ТСФЗ, установленных эксплуатационной документацией

1.8

Размещение средств обнаружения и физических барьеров для выполнения принципа: "задержка должна осуществляться после обнаружения"

1.9

Использование устройств индикации и контроля вмешательства (пломб и т.п.)

1.10

Наличие анализа уязвимости ЯОО (РОО)

1.11

Проверка с применением правила двух (трех) лиц транспортных средств, пересекающих периметр охраняемой зоны через КПП

1.12

Перечень внутренних и внешних угроз ЯОО

1.13

Перечень уязвимых мест ЯОО

1.14

Наличие оценки возможного экологического и экономического ущерба при реализации угроз

1.15

Наличие оценки эффективности действующей или проектируемой СФЗ и определение путей ее совершенствования

1.16

Организационные документы по зонированию ФЗ ЯОО (РОО)

1.17

Перечень категорированных помещений ЯОО (РОО)

1.18

Наличие Положения и документации по самоохране категорированных помещений

1.19

Организация и обеспечение правила "двух лиц" при работах в особо важной зоне

1.20

Проведение учений (тренировок) с подразделениями охраны

1.21

Организация работы по противодействию терроризму

1.22

Организация контроля за выполнением организационных мероприятий и использованием ИТС

2

ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b")

2.1

ФС технических средств, которыми оборудованы периметры охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений:

2.1.1

Ресурс ТСФЗ

2.1.2

Автоматическое переключение электропитания ТСФЗ на резервные источники при отключении основной системы

2.1.3

Передача информации с локальных пультов управления ТСФЗ на центральный пульт управления ФЗ

2.1.4

Автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ

2.1.5

Оперативность, надежность, качество связи

2.1.6

Наличие информации в эксплуатационной документации на физические барьеры о среднем времени задержки нарушителя внутренней и внешней угрозы либо о времени задержки на возможных маршрутах перехвата нарушителя

2.1.7

Контроль вскрытия элементов охранной сигнализации, их отсоединения, а также несанкционированного подключения к охранной сигнализации

2.1.8

Периметр защищенной зоны оборудован техническими средствами обнаружения, работающими на двух разных физических принципах

2.1.9

Периметр защищенной зоны оборудован средствами оптико-электронного наблюдения

2.1.10

Периметр защищенной зоны оборудован ТВС

2.1.11

Непрерывность обнаружения по периметру охраняемой зоны

2.1.12

Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения

2.1.13

Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы техническими средствами проводной связи, системами обеспечения

2.1.14

Входы (выходы) в зданиях, сооружениях и помещениях, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы замковыми устройствами, техническими средствами обнаружения, средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом

2.1.15

Система оптико-электронного наблюдения имеет подсистему видеозаписи и ее сохранения

2.1.16

Система освещения охраняемых зон обеспечивает определенную нормативами освещенность в любое время суток при неблагоприятных погодных условиях

2.1.17

Тип радиационного монитора для обнаружения проноса ЯМ соответствует виду ЯМ на ЯОО

2.2

ФС КПП и средств для осуществления доступа:

2.2.1

КПП защищенной, внутренней, особо важной зоны оборудованы средствами для осуществления доступа

2.2.2

КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом

2.2.3

КПП внутренней и особо важной зон, КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней или особо важной зоне, оборудованы: средствами обнаружения проноса (провоза) ЯМ; средствами обнаружения взрывчатых веществ; средствами обнаружения металлических предметов

2.2.4

Наличие на транспортных КПП противотаранных устройств

2.2.5

Наличие на КПП зоны досмотра шлюзового типа

2.2.6

Оборудование КПП средствами защиты охраны от поражения стрелковым оружием

2.2.7

Наличие тревожно-вызывной сигнализации

2.2.8

Контрольная полоса между физическими барьерами периметра защищенной зоны обеспечивает фиксацию несанкционированного проникновения через нее

2.2.9

Проемы, окна, вентиляционные короба, технологические проходы оборудованы физическими барьерами, препятствующими несанкционированному проникновению нарушителя в охраняемую зону

2.2.10

Оснащение физическими барьерами, замедляющими проникновение нарушителя в охраняемую зону, участков охраняемой зоны

2.2.11

Каждый элемент ТСФЗ исправен и работоспособен

2.2.12

Наличие: охранной сигнализации, СКУД, СОЭН, обнаружителей ЯМ, ВВ и металлов, средств проводной связи, средств радиосвязи, ТВС и системы обеспечения

3

ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с")

3.1

Время реагирования подразделений охраны обеспечивает перехват нарушителя на возможных маршрутах следования нарушителя

3.2

Ведомственные нормативные документы по организации охраны ЯОО (РОО) и порядку несения службы подразделениями охраны имеют следующие характеристики подразделений охраны:

3.2.1

Укомплектованность личным составом

3.2.2

Обеспеченность вооружением, транспортом и средствами связи

3.2.3

Профессиональная подготовка, прохождение периодической аттестации, проведение учений

3.2.4

Эффективность управления подразделениями охраны, методы контроля и порядок проверки эффективности действий подразделений охраны

3.2.5

Практические действия подразделений охраны при получении сигнала тревоги

3.2.6

Наличие РД по организации охраны ЯОО (РОО)

3.2.7

Способность подразделений охраны выполнять боевую задачу в соответствии с Актом МВК (ВК)

 

 

Приложение № 4

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ФАКТОРОВ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

п/п

Факторы состояния

Категории РИ, ПХ, РВ по их потенциальной радиационной опасности

1

2

3

4

1

Факторы состояния организационных мероприятий (ФС группы "а")

 

 

 

 

1.1.1

Создание службы безопасности и обеспечение ее функционирования

+

+

-

-

1.1.2

Организация охраны РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

1.1.3

Организация самоохраны РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.1.4

Компенсирующие мероприятия в случае отказа какой-либо составной части технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

1.1.5

Разработку и утверждение документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.1.6

Контроль за соблюдением требований к системе физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.1.7

Ограничение числа лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО

+

+

+

+

1.1.8

Выполнение правила двух (трех) лиц:

 

 

 

 

 

- при работах с РИ, РВ, РАО

+

-

-

-

 

- на транспортных КПП

+

+

-

-

 

- на КПП для прохода людей

+

-

-

-

1.1.9

Обеспечение функционирования разрешительной системы доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с РИ, РВ, РАО

+

+

+

+

1.2

Наличие документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ:

 

 

 

 

1.2.1

Перечень угроз

+

+

+

+

1.2.2

Документ, устанавливающий категорию РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.2.3

Положение о службе безопасности

+

+

-

-

1.2.4

План охраны и обороны РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

1.2.5

Организационно-распорядительные документы о назначении:

 

 

 

 

 

- должностных лиц службы безопасности

+

+

-

-

 

- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.2.6

Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с РИ, РВ, РАО

+

+

+

-

1.2.7

Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО

+

+

+

+

1.2.8

План взаимодействия администрации эксплуатирующей организации, организации, предприятия, службы безопасности, подразделений охраны и работников (персонала) в штатных и чрезвычайных ситуациях

+

+

+

-

1.2.9

Положение о самоохране РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.2.10

План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

1.2.11

Документ, устанавливающий порядок применения УИВ

+

+

+

+

1.2.12

Должностные инструкции:

 

 

 

 

 

- работников, осуществляющих руководство СБ

+

+

-

-

 

- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

1.2.13

Документы о сертификации технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

+

2

ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b")

 

 

 

 

2.1

На инженерно-технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должна быть разработана проектная, конструкторская и технологическая документация

+

+

+

+

2.2

Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать:

 

 

 

 

2.2.1

Технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя:

 

 

 

 

 

- на периметре территории

+

+

-

-

 

эксплуатирующей организации,

 

 

 

 

 

организации, предприятия

 

 

 

 

 

- в зданиях

+

+

+

-

 

- в помещениях

+

+

+

-

 

Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й категории на периметре территории эксплуатирующей организации, организации, предприятия технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя, должны работать не менее чем на двух физических принципах

+

-

-

-

2.2.2

Средства наблюдения

+

-

-

-

2.2.3

Пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

 

Примечание. Для РИ, ПХ, РВ 1-й категории пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ должен быть расположен в специально приспособленном помещении, имеющем пуленепробиваемые двери и стекла

+

-

-

-

2.2.4

Средства обнаружения проноса РВ на КПП для прохода людей

+

+

+

-

2.2.5

Средства обнаружения провоза РВ на транспортных КПП

+

+

+

-

2.2.6

Средства связи

+

+

+

+

2.2.7

УИВ:

 

 

 

 

 

- в зданиях

+

+

+

-

 

- в помещениях

+

+

+

+

2.2.8

Системы обеспечения (электропитанием, электроосвещением и др.)

+

+

+

-

2.3

Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны иметь резервные источники электропитания, обеспечивающие работоспособность технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ путем автоматического переключения основного электропитания на резервное в случае отключения основного электропитания

+

+

+

-

2.4

Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны обеспечивать ее стабильную работу, при которой отказ какого- либо технического средства системы физической защиты РИ, ПХ, РВ не нарушал ее функционирования в целом и не приводил к отказу другого технического средства физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

2.5

Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать:

 

 

 

 

2.5.1

Строительные конструкции (здания)

+

+

+

-

2.5.2

Специально разработанные конструкции

+

+

+

+

2.5.3

- КПП для прохода людей

+

+

+

-

 

- транспортные КПП

+

+

+

-

2.5.4

Противотаранные устройства на транспортных КПП

+

+

-

-

2.5.5

Пуленепробиваемые средства защиты часовых на КПП

+

-

-

-

2.6

Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны размещаться на возможном пути следования нарушителя

+

+

+

-

3

ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с")

 

 

 

 

3.1

Осуществление защиты РИ, ПХ, РВ от несанкционированных действий

+

+

+

-

3.2

Осуществление пропускного режима доступа к РИ, РВ в ПХ

+

+

+

-

3.3

Осуществление контроля доступа к РИ, РВ, в ПХ

+

+

+

-

3.4

Управление техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ

+

+

+

-

3.5

Своевременное обнаружение несанкционированных действий и реагирование на них

+

+

+

-

3.6

Пресечение несанкционированных действий

+

+

+

-

3.7

Задержание лиц, причастных к подготовке или совершению несанкционированных действий

+

+

+

-

 

Примечание. Знаком "+" обозначено требование, обязательное для выполнения, знаком "-" - отсутствие требования, либо его необязательность.


Приложение № 5

 

ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ

ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

п/п

Критический элемент

Группа ФС

Число экспертов

Оценка веса ФС

Среднее значение веса ФС

Показатель реального состояния ФС

Среднее значение показателя реального состояния ФС

Значение произведений

аij

bij

cij

ai

bi

ci

dij

di

aidi

bidi

cidi

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Не определены компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ (п. 1.6, Приложение 3)

a

5

3

 

 

2,80

 

 

2

1,40

3,92

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

Отсутствует автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ (п. 2.1.4, Прилож. 3)

b

5

 

5

 

 

5,40

 

2

2,60

 

14,04

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

3

 

 

 

 

3

На транспортных КПП отсутствуют противотаранные барьеры (п. 2.2.4, Приложение 3)

b

5

 

6

 

 

6,00

 

3

2,40

 

14,40

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

2

 

 

 

 

4

Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, не оборудованы техническими средствами проводной связи, системами обеспечения (п. 2.1.11, Приложение 3)

b

5

 

3

 

 

5,40

 

3

2,40

 

12,96

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

3

 

 

 

 

5

Не соответствует ведомственным нормативным документам по организации охраны ЯОО и порядку несения службы подразделениями охраны следующая характеристика подразделений охраны: укомплектованность личным составом (п. 3.2.1, Приложение 3)

c

5

 

 

9

 

 

8,60

3

2,40

 

 

20,64

 

 

 

 

 

7

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

2

 

 

 

 


Приложение № 6

 

ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

 

Для проведения оценки состояния ФЗ ЯОО комиссия составляет перечень ФС, выбрав их из Приложения № 3, например:

- число ФС организационных мероприятий k = 18;

- число ФС инженерно-технических средств l = 20;

- число ФС в действиях подразделений охраны m = 5.

Далее по результатам проверки ФЗ ЯОО комиссия обнаружила, например, в ФЗ ЯОО пять критических элементов, показанных в Приложении № 5.

В Приложении № 5 даны результаты экспертных оценок, сделанных членами комиссии, и результаты промежуточных расчетов, по которым определены показатели состояния составных частей СФЗ ЯОО и показатель состояния ФЗ ЯОО:

Определен показатель состояния организационных мероприятий:

,

при: a1 d1 = 3,92; dm = 3; k = 18; am = 5.

Определен показатель состояния инженерно-технических средств:

,

при: b1 d1 = 14,04; b2 d2 = 14,40; b3 d3 = 12,96; dm = 3; l = 20; bm = 7.

Определен показатель состояния действий подразделений охраны:

,

при: с1 d1 = 20,64; dm = 3; m = 5; cm = 10.

Определен показатель состояния ФЗ ЯОО:

,

при: N1 = 0,0145; N2 = 0,098; N3 = 0,137; N = 0,083.

Оценка состояния ФЗ ЯОО в соответствии с п. 16 при N = 0,083 - имеются значительные отступления от требований норм и правил, требующие применения компенсирующих мероприятий.

 

Заместитель Начальника

Управления по регулированию

безопасности объектов

ядерного топливного цикла,

надзору за учетом и контролем

ядерных материалов

и радиоактивных веществ

и физической защитой

Ю.Г.ВОЛОДИН